Ремонт басового штега пианино
5 февраля 2012, 11:49
Добрый день Максим!
Не откажу себе в удовольствии снова обратиться к вам за помощью. Надеюсь, что наступивший новый год уже принес вам благодарных клиентов и
новых друзей, как и мне.
Вопрос касается басового штега. Все инструменты, которые попадают в мои
руки, как будто нарочно, "выстраиваются" по темам. То это были
треснувшие деки, то была цепочка из рассохшихся футоров ("Элегии"
середины 70-х, трещины до 1,5 см), потом были друг за другом выпавшие
басовые штеги ("Элегии", "Этюды", "Украина"), теперь у меня уже второй
случай с разрушением последних (страдают "Элегии").
Если вам попадались подобные случаи, какое решение вы принимали?
Один такой инструмент я уже настроила, там разрушение штега только
началось. С клиентом мы договорились, что он будет отслеживать строй в
басах (пока он говорит, что ничего не уплыло, а играет он сутки
напролет).
Второй случай уже надо лечить. Или это ставить 3-4 стяжки из болтов
даметром 3мм, или это нужна эпокисидка, или и то и другое? Или мне
просто надо пойти в мастерскую муз.училища и попросить новый штег? Что
бы вы посоветовали?
Есть, конечно, еще экзотичный вариант пробежаться по помойкам, у нас
часто выкидывают инструменты, но это всегда стресс, не могу к этому
хладнокровно относиться, хочется кого-нибудь прибить :)
Буду благодарна за любую идею.
С уважением, Наталья Швечкова,
настройщик, г. Екатеринбург
т. 8-919-39-49-036
Фотки в аттачменте.
5 февраля 2012, 17:44
Уважаемая Наталья, доброго время суток. То, что я Вам посоветую, конечно же, не является панацеей для всех конкретных случаев ремонта штега, однако я поступил бы следующим образом:
1 Предварительно отпустите незначительно все басовые струны, я на тон делаю ниже. Это нужно для того, чтобы увеличить щель. Затем при помощи жидкого ПВА перемешенного с одной четвертью измельчённых до мук образного состояния опилок твёрдых сортов дерева (карагач, дуб, клён) пролить все доступные щели разрушенного штега. Я обычно стараюсь изловчиться при помощи шприца. Работа ювелирная и требующая много времени, однако как мне кажется единственно возможная и правильная. Проливайте так, чтобы клей начал вытекать на резонансную деку. Когда клей невозможно пролить я проталкиваю его при помощи длинной, но в тоже время очень тонкой цыганской иглы. Затем аккуратно посыпаю опилками поверх клея.
2 Если Вам удастся стянуть струбциной (губки сверху и снизу) возле чугунной рамы, в правой части штега, то это будет ещё лучше.
3 Обычно после пролития клея и фиксации струбцины, я в течении часа с интервалом по 5-10 минут просушиваю на самом слабом режиме при помощи фена. Расстояние фена от штега 5-7см.
4 Когда убедитесь, что клей начал засыхать удалите его со струн и штифтов, если получиться.
5 На следующий день настраивайте безбоязненно в нужный тон. На присланных фото разрушение значительно, однако надеюсь, что воспользовавшись «мои рецептом», у Вас всё должно получиться. Удачи.
Если можно пришлите снимки, как делали или видео с моб.телефона. С уважением, Максим
P.S Стяжки при помощи болтов или саморезов, я бы не советовал делать.
12 апреля 2012, 11:33
Привет Максим!
Спасибо за ваши советы! Очень пригодились! В приложении фотоотчёт.
Постоянно пользуюсь вашей методикой укрепления вирбельбанка.
Такое наблюдение: гофрокартон помогает не во всех случаях.
При очень сильном износе гнезда (старые "Беларуси", "Уралы" etc.) очень хорошо работает
канцелярский, более мелкодисперсный, картон.
Если вам вдруг понадобится моя помощь, тоже обращайтесь!
У меня дома хранятся две "механики" и наборы клавиш от "Урала" и немца "Ladner".
Что поделаешь, я частенько встречаю на помойках своих потенциальных пациентов :(
Есть стальные струны и много вирбелей от "Элегии".
Есть также полная клавиатура от от рояля "Красный октябрь" в сборе.
Пришлю, если вам что-то понадобится.
С уважением, Наталья Швечкова, Екатеринбург
т. 8-919-39-49-036
Отчет по ремонту штега ответ Максима
12 апреля 2012, 15:10
Уважаемая Наталья, несказанно рад Вашему письму! То, что Вы сделали, без лишней скромности, на 5+, а то и больше. Дело в том, что когда я консультировал, не допускал возможности полного демонтажа. В мой практике был только один подобный случай, старинное немецкое пианино, не помню название. Там штег тоже, как на Ваших фото развалился практически на всю длину по верхним штифтам. Я тогда был ещё юн и, практического опыта не было совсем, однако владелец, старый дедушка-пенсионер, поняв проблему, попросил меня ослаблять постепенно все струны. К нашему счастью, после некоторого ослабления, в буквальном смысле вывалился и, подперев поленом ослабшие струны, вытащили его наружу. Затем я залил выпавшие штифты и на сутки поставили штег в обычные слесарные тиски между двух деревянных планок. Я использовал тогда ПВА без опилок, просто не знал. На следующий день намазали плоскость места на резонансной деке и соответственно нанесли клей на сам штег. Сложно было вытаскивать полено, расклинившее струны. На 2-3 попытке нам это удалось. Я боялся, что клей начнёт быстро схватываться и, мы не успеем распределить струны по их штифтам, однако получилось. Операция заняла не более 15минут. Правда штег чуть встал не по «своему старому месту» - ниже и немного влево. Когда я стал натягивать струны, положение исправилось. Дед старый слесарь приказал натянуть струны выше стандарта, что я и сделал. Получилось, конечно грубовато, но надёжно. Пианино сейчас «иммигрирвало» в Россию и как оно сейчас играет, сказать не могу. Через полгода после ремонта я приходил, звук был хороший и очень громкий. Надеюсь, что и сейчас не вызывает нареканий.
То, что касается Вашей «Элегии», то Вам немного не повезло, когда начали полный демонтаж струн. Но откуда знать, что клея на фабрике, совсем не накапали. С другой стороны, демонтировав полностью штег, появилась возможность более качественно разглядеть все разрушения и, что самое главное залить клеем с опилками трещину и зажать его с максимальной точностью. Находкой считаю металлические пластинки от стула, саморезы и штифты из под клавиш – браво! Считаю, работа проделана на высокопрофессиональном уровне. Заключительное фото красноречиво говорит об этом. Вот так и должна работать «народная медицина» - «Пришёл-увидел-победил!» Слава Екатеринбургу и его людям! Особое спасибо Вам Наталья за помощь, которую Вы предлагаете в виде деталей. У нас в Уральске положение ничуть не лучше и хорошие пианино на свалке, увы не редкость. Однако спасибо.
У меня к Вам просьба, могу ли я опубликовать, присланный материал «Ремонт штега» на своём сайте. Если да, то хотел бы указать Вашу фамилию. А также Ваш адрес. Ко мне ходят на сайт посетители с Вашего региона и, думаю, что они захотят сотрудничать. Я не обижусь, если публиковать по какой-то причине нельзя.
По поводу закрепления строй при помощи гофрокартона, огромное спасибо. Последнее время, очень много людей со всего мира, даже из Таиланда пишут письма благодарности. Я этим фактом очень польщён, однако московские бонзы с Форума «Классика» на всех страницах поливают моё имя, только что не ругают матом. Бог им судья. То, что касается использования картона, как Вы пишите, вместо гофры – да! В некоторых случаях, когда пробка ни то, что сильно изношена, её можно сказать, вообще нет, я даже использую 5мм драп. Я не знаю, каким ключом Вы пользетесь, ремонтным или T-bar? Так, вот в момент выкручивания я точно знаю, как поступить, чувствуя давление между деревом и колком. Ведь технология до неприличия проста и, как я понял, работает теперь и, в Вашем городе. Когда вы вкручиваете, то полоска картона практически разрушается в труху, заполняя микротрещины в доске, при этом ещё и клей древесный растворяется и заливает трещины. Только делать это надо очень медленно. Вот если скажем 2 десятка колков менять, тогда да выкручивайте колки перфоратором. Но вкручивать советую вручную в 3-4 подхода на колок по 3-5 минут на отдых. Тогда будет строй! Наталья я хотел бы знать мнение ектеринбургских мастеров, пусть даже и критическое. Если не составит труда опишите процесс, как это делаете Вы и каков результат, нет ли в последствии нареканий. Для популяризации метода пусть кто-то, зарегистрированный на Ю-тубе напишет несколько слов в комментарии к видео. //www.youtube.com/watch?v=CGk3dS6dKow&feature=channel
Искренне Ваш, maxim_tuner
Сегодня, 01:21
Ответ от Натальи
Доброго времени суток, Максим!
Пару дней назад написала вам мега-пространное письмо, но оно потерялось где-то в недрах то ли рамблера, то ли компьютера - так и не поняла. Попытаюсь воспроизвести его заново.
По поводу публикации моих комментов - пожалуйста, выставляйте, где захотите. Это совсем не секрет, всю эту инфу я выдаю в виде лекции всем желающим из числа своих заказчиков :) Даже пытаюсь чему-нибудь, хе-хе, научить.
По поводу комментов под вашим видео в ютюбе - не могу не проехаться с сарказмом. Один деятель, по всему видать, холёный боярин из столиц, эдак лениво поапплодировал "мастерам из глубинки" за смекалку, развившуюся на полном безрыбье без никаких запчастей. Похлопав нас всех покровительственно по плечу, он не отказал себе в удовольствии дать нам глубокомысленный совет про "портянки" из наждачки и что-то там еще про эпоксидку. Из всего с изумлением прочитанного, я сделала вывод, что в его случае, в отсутствии пресловутого безрыбья, такое полезное качество как смекалка, а также желание изучить матчасть, атрофируются, вплоть до полного исчезновения. А посему - да здравствует безрыбье, двигатель прогресса!
...Впрочем, он не одинок. Я наблюдала разные шедевры, одним из которых был даже кусок жести от банки "КокаКола"!
Насчет толстого драпа вместо деревянной вставки - это любопытно. Но я бы все-таки постаралась изготовить вставку из дерева.
И про клей древесный из гофрокартона - тоже как-то ново. А что - он там есть? Он действительно растворяется от нагрева?
Только что вернулась от "Пензы" 60-х годов выпуска. Проводила полную повторную настройку и ремонт вирбельбанка. До сих пор обескуражена, что вся моя июльская 2х дневная работа вообще не сохранилась! Пианино было расстроено в хлам! А потом еще оказалось, что вирбели не держатся в гнёздах. Но ведь летом же этого не было! И это пианино уже третье у меня такое. Как физик, грешу все-таки на резкую смену показателя влажности в помещении из-за батарей, которые жарят как будто в сауне. И последующую деградацию вирбельбанка. Правда, у меня тоже батареи - термояд, да и системник дует кулером в области басов у моего "немца", но мой-то почему-то держится... Опять провозилась пару дней, закрепила вашим методом примерно 25-30 гнезд - вот так всё было запущено :(
При этом использовала исключительно картон от коробок с чаем. Держит великолепно! Теперь никакая банда второклассниц этому пенсионеру не страшна.
В качестве средства для посадки струн на вирбель оказалось удобно пользоваться отвёрткой среднего калибра с пропилом 2х2 мм посередине, для захвата струны. Думаю изготовить вторую такую же.
По поводу мастеров из Еката. Лично я общалась только с глубокоуважаемым Юрием Владимировичем Ивановым, настройщиком из муз.училища Чайковского, когда приходила к нему в мастерскую за струнами. Он весьма критически настроен относительно метода "портянок" и настаивает на том, чтобы ставить бОльший диаметр вирбеля и "кувалдой его, кувалдой". Говорит, что так делали на фабрике "Урал", когда он там работал много лет назад. Насчет мнений остальных я не в курсе, мы как-то не обмениваемся ими, у всех своя бешеная жизнь в этом городе.
Моя позиция - комбинированная. При возвращении вирбеля в гнездо вместе с портянкой, я 3-4 раза стукаю кувалдочкой, чтобы вирбель выровнялся в гнезде и зашёл туда, обёрнутый портянкой. Потом начинается силовая часть. Крутим.
Отдельный вам респект за метод перетягивания струны на один виток с одного вирбеля на соседний. Очень часто, когда выясняется, что проканает и без портянки, я просто сдвигаю вирбели и струны с насиженных мест, и это реально работает!
С уважением,
Швечкова Наталия,
Екатеринбург
//donguluk.ucoz.ru/news/basovyj_shteg_konsultacii_iz_ekaterinburga/2012-04-15-31