Для начала нажимаете на клавишу ноту «ля» первой октавы, при этом щипком, правой рукой, поочерёдно заставьте звучать все три струны. Ваш слух подскажет, что все три струны звучат по-разному, прослушивается некоторая бархатистость, «аккордионистость». Проделайте это упражнение с другими нотами. Если после первого анализа Вы услышите, что в данном инструменте не все, а некоторые струны звучат «выше – ниже», следует приступить непосредственно к настройке.

Для перехода к работе с ключом, необходимо определиться, какими знаниями о музыке Вы обладаете. Если Вы имеете музыкальное образование, то Ваша дальнейшая задача, работая ключом, настроить под камертон, или какой либо темперированный инструмент, например, баян, первую октаву, а затем, проверить Вашу работу по настройке со звучанием этого баяна. Не имея музыкальной подготовки, нужно хорошо ознакомиться с учебником «Элементарная теория музыки», особенно с разделом «Звукообразование, звукоизвлечение». И только после этого приступить непосредственно к настройке.

Насаживаем ключ на один из трёх колков ноты «ля» 1 октавы. Убедившись, что ключ «сидит» плотно, медленно, без рывков, начинаем ключ воротком вращать по часовой стрелке, при этом соответствующую струну «щиплем» щипком, сличая звучание этой струны со звучанием других струн ноты «ля». Если, в результате этого, высота звука стала выше требуемой, вращаем вороток ключа против часовой стрелки. Движения должны быть плавными, в противном случае можно порвать струну, либо повредить колок. На начальном этапе обучения достаточно, чтобы все струны инструмента давали хотя бы правильные ноты, не «бархатили». Ваши действия должны быть последовательными и неспешными.

Настроив первую октаву, хорошенько проанализируйте результат. Если качество настройки Вас не устраивает, то вернитесь к началу и попытайтесь повторить всё вновь.










Фотографии в альбоме «T-hammer by maxim_tuner» maxim-tuner на Яндекс.Фотках




 Павел Алексеевич Ерошенко

Музыка

 

 

О музыке ищу достойные слова

Ведь ей давно заполнена душа.

И ночью вдруг лишает сна

Её поющая волна.

 

Всего семь нот!

У каждой имя есть своё и роли.

Есть ангелы – Диезы и Бемоли.

И вечные, для наших душ гастроли.

Для них нет тайн по теме бесконечность.

И жизнь отмерена им -

вечность!

 

"О технике работы с настроечным ключом" Г. Богино.

Существенным моментом в процессе настройки является координирование работы рук со

слуховым контролем. Слух руководит процессом настройки, заранее намечая требуемую высоту

звука как основную цель. Однако путь к цели лежит через осуществление ряда рабочих этапов

настройки. Нужно сказать, что в этом процессе слух может лишь частично контролировать

физические действия и должен опираться на помощь мышечного» чувства.

Настройщику необходимо выработать представление о степени изменения высоты настраиваемой

струны от самых незначительных физических усилий. Нужно уметь слушать начало звуковых

изменений, не теряя из виду основную цель — необходимое звучание интервала. Подобная связь

работы мышцы рук и слуха нужна и в тех многочисленных случаях, когда первый поворот колка

происходит в ложном направлении.

При настройке струны первое усилие должно быть, как уже говорилось, направлено на сдвиг в

сторону понижения. Это делается не только для того чтобы снять явление застоя струны, но и для

того чтобы получить представление об особенностях поведения колка и струны данного

инструмента.

Второй этап — поворот колка в сторону натяжения струны. Поворот нужно производить плавно,

постепенно увеличивая давление руки на рукоятку ключа. Вначале произойдет некоторое

отклонение колка под боковым давлением ключа, затем появится скручивание колка. Оба эти

явления могут и не отразиться на звучании струны, особенно если участок струны — "колок —

аграф" — до этого был максимально ослаблен. Кроме того, из-за большой силы трения в точке

соприкосновения с аграфом до определенного момента может натягиваться только незвучащий

участок струны.

Этот начальный период оценивается настройщиком на основе мышечного чувства, за ним следует

сдвиг струны, который фиксируется слухом.

Интервальный слух настройщика.

Наличие интервального слуха является первым и необходимым условием для успешной работы
настройщика. Начинающие настройщики должны обратить на эту сторону самое серьезное
внимание. Вторым необходимым условием является умение определять нужное интонационное
качество интервала, его внутризонные (интонационные варианты).


1. Необходимо настроить первую октаву. Чем правильнее будет сделана эта наиболее ответственная операция, тем качественнее будет настроен весь инструмент. Берём «ля» первой октавы. По камертону сличаем звучание нашей ноты на настраиваемом инструменте. Если, скажем, все три струны звучат в унисон с камертоном, значит не нужно предпринимать никаких действий. В противном случае, чаще всего, струны «пищат». Аккуратно, движением воротка ключа по часовой стрелке, приводим их в соответствие с камертоном. Положительный результат, когда все струны, при ударе по ним молоточка пианино, дают чистый, «небархатистый» звук. В настоящее время эта процедура значительно упрощена, если под рукой оказывается цифровой камертон. Вы с особой точностью можете убедиться в правильности своих действий, сверяясь с показаниями на дисплее такого камертона.

2. Второй этап. Выстраиваем чистую кварту вверх, это соответствует ноте «ре» второй октавы. Повторяете всю, ранее описанную, процедуру.

3. Выстраиваем от «ре» второй октавы чистую квинту вниз, что соответствует ноте «соль» первой октавы.

4. Четвёртый этап. Проделать 2 и 3 этапы со всеми нотами и, как результат последнего действия с 1 октавой, выстраиваете чистую кварту от «ми» первой октавы к «ля» первой октавы.


График последовательности настройки фортепиано.

1. «ля»1ок. – «ре»2ок.

2. «ре»2ок. – «соль»1ок.

3. «соль»1ок. – «до»2ок.

4. «до»2ок. – «фа»1ок.

5. «фа»1ок. – «си бемоль»1ок.

6. «си бемоль»1ок. – «ми бемоль»2ок.

7. «ми бемоль»2ок. – «ля бемоль»1ок.

8. «ля бемоль»1ок. – «ре бемоль»2ок.

9. «ре бемоль»2ок. – «соль бемоль»1ок.

10. «соль бемоль»1ок. – «си»1ок.

11. «си»1ок. – «ми»1ок.

12. «ми»1ок. – «ля»1ок.

Двенадцатый этап может только подтвердить правильность всех действий, так как ноту ля мы настраивали в самом начале.


Убедившись в правильности настройки первой октавы, переходим к настройке всего инструмента. Очень полезно, настроив первую октаву, поиграть аккорды или гаммы. Гаммы лучше играть на хроматический полутон вверх.

После настройки первой октавы, необходимо двигаться пооктавно вверх и вниз от исходной ноты. «си»1ок. – «си» малой ок., при этом, выстраив «си» малой ок., не забывать проверять, поинтервально выстраивая уже имеющиеся, проверенные ноты в интервале с 1 октавой.

Имея в наличии две и более настроенные октавы, будет полезно проверить себя, играя гаммы и аккорды через октаву. Гаммы до-мажор («до» малой ок. – «ми»1ок., «ре» малой ок. – «фа»1ок. и т.д.)

Сделать бесплатный сайт с uCoz