Сколько всего настройщиков пианино в мире?

В 1940-х и 1950-х годах нобелевский лауреат физик Энрико Ферми любил озадачивать подобными абсурдными вопросами, предложением оценить какие-то количественные параметры, не пользуясь статистическими данными, своих студентов в Чикагском университете. Хотя «вопросы Ферми» до сих пор используют некоторые преподаватели физики, они теперь гораздо больше известны как один из приемов, используемых интервьюерами при оценке кандидата на работу. Возможно, самый известный из «вопросов Ферми» (вероятно потому, что он самый глупый) – это предложение оценить количество настройщиков пианино в Чикаго.

Версия этого вопроса, используемая Microsoft, отличается от первоначальной тем, что требуется оценить количество настройщиков фортепиано во всем мире (а не только в Чикаго). Вам для этого не нужны какие-либо статистические данные о настройщиках или фортепиано. Профессиональные пианисты не знают, сколько этих инструментов существует в мире. Однако вам нужно иметь представление о численности населения Соединенных Штатов и мира. Вам также разрешат округлять числа, потому что большую часть расчетов вам придется делать в уме. (Хотя есть и исключения. Бухгалтерские фирмы, банки и консалтинговые фирмы обычно разрешают вам пользоваться при расчетах карандашом и бумагой и ожидают от вас более точного ответа, чем компьютерные и интернет-компании.)

Вот типичный анализ: количество настройщиков должно быть связано с тем, сколько есть для них работы. А это, в свою очередь, зависит от количества фортепиано и от того, как часто их требуется настраивать.

Сколько же в мире пианино? В Соединенных Штатах они есть в школах, филармонических обществах, церквах, барах, студиях грамзаписи, музеях и многих других местах. Тем не менее большинство этих музыкальных инструментов все же находится дома у жителей страны.

Пианино дороги и громоздки – их трудно разместить в небольших квартирах, общежитиях или передвижных домиках-трейлерах. В основном пианино можно обнаружить только в домах представителей среднего и высшего класса.

Население США – это примерно 300 миллионов человек. Предположим, что типичная семья состоит из трех человек. Это значит, что в стране 100 миллионов домохозяйств. Наиболее богатая половина из них, то есть 50 миллионов семей, – целевой сегмент для продажи пианино. Конечно, не у всех из этих семей есть пианино. Доля состоятельных семей, у которых есть этот музыкальный инструмент, очевидно, менее 100 процентов и более одного процента. Предположим, что среди состоятельных семей 10 процентов имеют пианино – это означает, что в США есть пианино у 5 миллионов семей. Именно это число мы и будем использовать для нашей оценки.

Сколько настройщиков нужно, чтобы настраивать 5 миллионов пианино? Допустим, что настройщик пианино в среднем работает 40 часов в неделю (этот ведь не компьютерный бизнес!). Сколько времени нужно, чтобы настроить один инструмент? Приблизительная догадка – один час. Но клиенты не приходят со своими пианино в мастерскую, следовательно, настройщик потратит в среднем час на дорогу к клиенту. Это значит, что настройщик в среднем сможет настраивать 40/2 = 20 пианино в неделю. За год, состоящий из 50 рабочих недель, это дает приятную круглую итоговую цифру – 1000 настроенных пианино.

Как часто необходимо настраивать пианино? Этот вопрос может оказаться неразрешимым для тех, кто ничего не знает о пианино. Догадка «с потолка» (раз в год?), вероятно, достаточно близка к истине. Поиск в Интернете позволил найти рекомендацию настраивать пианино четыре раза в первый год после покупки и по крайней мере дважды в год в последующие годы. Эта рекомендация очень похожа на другие подобные (вроде пережевывать пищу двадцать шесть раз перед тем, как ее проглотить), которые никто (за исключением настройщиков пианино) не принимает всерьез. Наверняка в гостиных стоит немало пианино, которые почти никогда не используются, и их не настраивают годами.

Если нужно настраивать пианино раз в год, настройщик может настроить за год 1000 инструментов, то, вероятно, на каждую тысячу пианино придется один настройщик. Если учесть, что в Соединенных Штатах примерно 5 миллионов пианино, то настройщиков в этой стране должно быть около 5000.

Америку во многих отношениях, нельзя считать типичной страной – количество настройщиков пианино в этом плане не является исключением. Учитывая, что США – богатая страна с европейскими музыкальными традициями, можно предположить, что доля настройщиков пианино, которая приходится на США, больше, чем процент мирового населения, проживающий в этой стране. Мировое население – шесть миллиардов человек – в 20 раз больше, чем население США. Наверное, общее количество настройщиков пианино в мире в несколько раз больше, чем в США, но уж никак не в двадцать раз. Вполне реальная догадка может быть такой: в Европе может быть в два раза больше настройщиков, чем в США, а во всем остальном мире – примерно столько же, сколько в США. Это значит, что примерно каждый четвертый настройщик пианино живет в США. Оценка общего количества настройщиков пианино в мире будет такой: в четыре раза больше, чем 5000, или 20 000 настройщиков.

Именно такой ответ рассчитывают услышать интервьюеры. Насколько он точен? У мировой Гильдии настройщиков фортепиано примерно 3500 членов во всем мире. Хотя не все настройщики входят в гильдию и не все ее члены работают исключительно настройщиками. Бюро статистики занятости США сообщает, что в стране в 1998 году было примерно 13 тыс. человек, занимающихся настройкой и ремонтом музыкальных инструментов, большинство из которых работает с пианино.

Статистика продаж, которую можно найти в Интернете, показывает, что в Соединенных Штатах производится примерно 23 процента всех пианино, выпускаемых в мире, и покупается 27 процентов всех пианино, изготовленных в мире.1 Если предположить, что примерно 10 тыс. настройщиков пианино, проживающих в США, – это четверть от общего количества настройщиков в мире, то в мире должно быть около 40 тыс. настройщиков – в два раза больше, чем мы предположили выше (это совсем неплохой результат для ответа на вопросы Ферми). Заниженная оценка может объясняться тем, что большинство людей, которые названы в статистических данных настройщиками, на самом деле занимаются также ремонтом и реставрацией музыкальных инструментов. Это значит, что потребность в их услугах выше, чем предполагалось, а отсюда и больше «настройщиков пианино».

Flood. Western Kazakhstan 2011.New life Piano "Petrof"

 

Flood. Western Kazakhstan 2011.New life Piano "Petrof"

Maximillyan
Full Member

Registered: 06/12/11
Posts: 63
Loc: KZ

Piano was sunken. Its has restored.maxim_tuner from Kazakhstan this piano restored. The Piano works now. But you that think about this?
http://www.youtube.com/watch?v=QMWBoHh0_AU

_________________________
A=440

 


 

 

Piano & Music Accessories


 

#1729944 - 08/10/11 07:27 AM Re: Flood. Western Kazakhstan 2011.New life Piano "Petrof" [Re: Maximillyan]

Rostosky
500 Post Club Member

Registered: 04/30/11
Posts: 938
Loc: UK

Maximillyan, I am an old Romantic, and have the disease of "restoration" deep in my blood, (you should see my house, it has tons of things in different states of restoration!)

St. Jude is the Paton saint of lost causes, and I am a follower, There are many of us!

If something can be saved, then save it! Just look at how much joy that man and lady are getting from that piano: Is this joy any less than from a brand new Steinway?

No, of course not.

Brilliant, thanks, I hope they get many many happy years from this piano, and pride of a job well done on top!

_________________________
♪♪♫♪♫♫♪♫Locking a Piano lid should be a crime♪♪♫♪♫♫♪♫
♪♪♫♪♫♫♪♫ ♪♪♫♪♫♫♪♫ ♪♪♫♪♫♫♪♫
(In cardboardanno speramus.)

 

Top

 

 

#1729969 - 08/10/11 08:43 AM Re: Flood. Western Kazakhstan 2011.New life Piano "Petrof" [Re: Rostosky]

Maximillyan
Full Member

Registered: 06/12/11
Posts: 63
Loc: KZ

Originally Posted By: Rostosky



Brilliant, thanks, I hope they get many many happy years from this piano, and pride of a job well done on top!


Thank you Rostosky, for understanding. The Piano "Petrof" thanks us each day their own charming sounds. The Floods come and leave out. The Music eternal. С уважением,Maximillyan
IN GOD WE TRUST.

_________________________
A=440

“PETROF” изменивший жизнь

 

Китайская мудрость гласит: «Подари страждущему удочку, а не корми его рыбой».  Я начну свой рассказ о молодой, но уже достаточно известной пианистке из Уральска, Маше Сидорович. Дело в том, что мне посчастливилось помочь ей, а точнее её  родителям, в выборе пианино. В дальнейшем этот выбор косвенно повлиял на судьбу Маши и, смею надеяться, что он был осознанным и правильным.

Начну издалека, так как иначе будет трудно понять, как покупка инструмента может изменить жизнь человека. Во время всего повествования, я постараюсь быть объективным и кратким. Тем, кто хочет узнать, что же на самом деле произошло, прошу запастись терпением. Итак, как это часто бывает в нашей жизни, настройщики ходят по одной стороне улицы, а их клиенты по другой, и, увы, часто не встречаются. В нашем случае произошла подобная ситуация, за исключением маленького нюанса, после неправильного выбора, а как впоследствии выяснилось, обычного «развода клиента» одним недобросовестным настройщиком, Маша осталась «один на один» с этим монстром «совмузпрома», пианино «Беларусь» 1972г. выпуска. Далее я приведу слова Маши про  «Беларусь» и все мытарства с нею связанные.

«Я пошла в музыкальную школу на театр и хореографию, а фортепиано - был предмет по выбору.  Родители сразу купили мне мой первый инструмент, пианино «Беларусь» 1972 года. Для занятий общим фортепиано он вполне подходил. Но после первого класса я решила перейти на фортепианное отделение и уже учиться играть профессионально. До 3 класса было всё нормально, а потом начались проблемы. Произведения были более сложные технически и по звучанию.  Мою Беларусь приходилось настраивать почти каждый месяц. В 5 классе начались серьёзные проблемы. Я даже хотела бросить музыкальную школу, потому что я не понимала, что требует от меня преподаватель.

Когда я играла дома, то слышала одно, а когда приходила в школу, там всё звучало совсем по - другому.  Родители стали искать мне новый инструмент. На это ушёл почти год. И вот в 2009 году, за месяц до моего дня рождения, и за 3 недели до международного конкурса, у меня появился «Petrof». Смотреть мы его ходили с дядей Максимом. Он же руководил перевозкой инструмента и настраивал его. На полную настройку ушло дня 3, может даже чуть больше. Звук был замечательный, хотя пианино тоже было старое. К конкурсу я готовилась уже на новом инструменте и наконец-то смогла понять и выполнить все требования преподавателя по звучанию произведений.

На этом конкурсе я заняла 1 место. Моя победа на конкурсе это и заслуга д. Максима, который подготовил   «Petrof» для моих занятий по специальности. Домашнее пианино - это главный помощник во всех моих начинаниях. Любите своё пианино!»

 Для простого обывателя может показаться странным, что пианино из возвышенного и поэтического объекта поклонения  и неотъемлемого предмета музыкальной культуры, может превратиться в монстра, способного не только «не стать другом и помощником», но и отбить у ребёнка последнее желание к музицированию. Здесь следует пояснить, что в советское время было очень модно устанавливать рекорды по количеству  произведённых  в год машин и станков, при этом никогда не шла речь об их качестве. За перевыполнение плана выписывались премии и поощрения, выдавались путёвки и прочее.

Случай с фабрикой «Беларусь», которая допустила технологический брак при производстве пианино с 1971-73гг., «отдельная песня». Десятками тысяч «путешествовали» эти двухсотпятидесятикилограммовые «красавицы» по бывшему СССР, некоторые из них браковали в специализированных музыкальных магазинах и отправляли в родной город Борисов. Там, где не было специализированных точек продаж с элементами музыкально-технического сервиса, они в буквальном смысле обретали «покой». То есть несведущий клиент покупал такой «инструментик», затем искал настройщика, находил, тот приходил и пытался его настроить. Через месяц, другой про настройку можно было и не говорить, что говориться «её и след простыл». При этом родители заставляли своих чад «учиться играть на пиванине». 

Со стороны такие занятия напоминали методы дознания испанской инквизиции, в средневековье, что-то вроде  «iron maiden». Если вдруг родители понимали, чаще сравнивая со звучанием соседского пианино, что их инструмент играет «не туды», то либо пытались быстренько  избавиться от него, либо провожали на «вечное молчание» в гараж или сарай. В нашем случае, Маша очень упорно и старательно постигала азы музыки посредством бракованной «Беларуси», в тайне надеясь, что прейдёт день и «она зазвучит правильно».

Однако этот день всё не наступал, настройщик, посоветовавший приобрести это пианино, периодически приходил «подбивать колки», не брезгуя при этом брать деньги за «ремонт и настройку». «Беларусь» с каждым днём всё больше приходила  в негодность, превращаясь из плохозвучащего пианино в «большую старинную шарманку». Наталья, мама Маши, не оставляла надежды исправить сложившуюся ситуацию. Она искала человека, способного исправить работу их инструмента. И вот однажды одна сердобольная преподавательница ДМШ  дала Наталье номер моего домашнего телефона. Первоначально осмотрев это пианино, я вынес неутешительный вердикт: «Для настройки и занятиям по специальности фортепиано не подлежит».

Я хорошо помню реакцию Маши и Натальи на моё решение, однако, принимая во внимание, что заниматься на инструменте всё равно нужно, решил применить свой апробированный метод закрепления строя при помощи уплотнения посадочных мест колков. Изрядно повозившись с запрессовкой колков, я пояснил, что гарантии на качество дать не могу и настоятельно рекомендую подыскивать другое пианино, иначе нужно просто забыть о занятиях.

пояснить, что найти пианино на продажу и качественно его транспортировать, это целое искусство. Хороших, пусть  и бывших в употреблении инструментов, тогда никто не продавал, со слов Натальи у неё буквально «опускались руки». Консультации по покупке цифрового пианино привели Наталью к решению не делать этого ни в коем случае. При полной безысходности того времени и отказывающейся хоть как-то звучать «Беларуси», помог случай.

Одна из преподавателей музыкальной школы, хорошо понимающая и сочувствующая Маше в её беде, подарила шанс, дав телефон родственницы, которая срочно продавала «Петроф». Наталья обратилась ко мне с просьбой осмотреть инструмент. Надо отметить, что я тогда был очень занят, но не смог отказать её в консультации. Пианино «Петроф» действительно оказалось очень хорошим по качеству: приятный бархатный  звук среднего регистра, бархатные басы и «некричащие» дисканты. Всё это радовало, но пианино никогда не обслуживалось, строй был ниже почти на полутон. Неотрегулированная  работа механики настораживала, однако, как я обратил внимание на несбитые фильцы молотков, утвердился в мысли, что играли на нём мало. И так сделка по купле-продаже состоялась, мы аккуратно перевезли и расположили наше пианино на пятом этаже блочной пятиэтажки.

  Поначалу наш «Петроф» пытался «брыкаться» и не хотел играть на новом месте. Я настроил пианино, отрегулировал работу молоточкового механизма, однако то тут, то там «вылазили» недороботки механики. Приходилось вновь приходить и налаживать. Маша, Наталья и бабушка молились Богу, чтобы он заиграл как надо! Через месяц наши опасения улетучились, пианино стало работать и радовать нас своим чарующим звуком. Самое главное, что пианино стало устраивать своей работой Машу и её педагога по специальности Светлану Александровну Вастьянову. Обычной практикой стало проведение уроков за «Петрофом», так как в музыкальной школе к тому времени играть стало не на чем. По мнению Маши, её мамы и бабушки, профессиональный подход к овладению фортепиано  это отчасти  заслуга настройщика, который своевременно поддерживает инструмент в хорошем состоянии. 

Мне как настройщику было очень приятно это слышать. Позволю с ними согласиться, что настроенное и технически грамотно отрегулированное пианино, это залог не только хорошей игры, но и объект формирования гармонически развитой интеллектуальной личности. Безусловно, все многочисленные победы Маши на музыкальных конкурсах, являются следствием её исключительной работоспособности и таланта, высококвалифицированного педагога, но вполне обоснованно хочется верить и надеяться, что maxim_tuner тоже «приложил руку» к этому.

http://www.youtube.com/watch?v=z-6R9AtAB7U&feature=related Маша исполняет пьесу казахского композитора (наши дни).

ФОТО ->

 

Сага об утопленном, но ожившем вновь пианино.

 

 Хронология восстановления работоспособности пианино, для профессионалов и дилетантов

Утренний телефонный звонок четверга, прервал мои текущие планы по ремонту и настройке очередного советского пианино. Я уже собрался выходить из дому на заказ, когда взволнованный женский голос, попросил о незамедлительной помощи. В тот момент, не скрою, я испытывал, скорее, лишь сострадание к хозяйке «Петрофа», которая повествовала о трагедии. Я попросил её перезвонить, так как чтобы выехать на место, необходимо было отменить плановый заказ.

Надо сказать, что весенний  паводок этого года коснулся прямо или косвенно едва ли не каждого жителя Уральска. Кто-то потерял дом и имущество, гаражи, автомобили. Многие дачи и гаражные кооперативы до сих пор находятся в водном плену стихии. Трагедия людей усугубляется ещё и тем, что под натиском сложившейся ситуации они перестают верить в завтрашний день, так как для многих «большая вода» это шаг в нищету.

По приезду на место я обнаружил удручающую картину, в большой зале с высоким потолком, хаотично разбросанные вещи, груды ила и нечистот, перевёрнутая дорогая мебель, пришедшая в одночасье в негодность, запах плесени и холод. Должен отметить, что это был первый день, когда стало возможным добраться на место по автомобильной дороге. Целую неделю этот элитный поселок в пригороде города  был отрезан, и только самые смелые, смываемые потоками океанской стихии на лодках проплывали к домам, пытаясь что-то спасти. Накануне мне приснился сон, что забавно цветной, что случается крайне редко, может потому, что я дальтоник. Два китайца, оба небритые в красивых ярко красных атласных халатах с длинными рукавами до земли, как будто зовут меня за собой. И язык, на котором они говорят похоже не китайский, и смеются они как-то заискивающе неласково, я иду по дороге за ними, дорога кончается и упирается в непреодолимую водную преграду… Вот и будь тут материалистом.

День первый (21 апреля).

Пианино… Дорогой и очень хороший с точки зрения эксплуатации, чарующий своим звуком «Петроф», всем своим видом молчаливо вопрошал "Warum?” И, не было в тот  момент ответа на этот  «мокрый  вопрос» не инструмента, а какого-то, если угодно музыкально-одушевлённого существа. Кадрами из известного фильма «Пианино», настолько насыщенный человеческими чувствами, совершенно разными – прекрасными, возвышенными, пугающими, низменными, банальными, глупыми, высокими, простыми и запутанными, промелькнула в моём сознании, немая музыка пианино-утопленника, обращённая ко мне, как мастеру (ой, даже самому кажется нескромно, скорее некому ремесленнику, освоившему несколько несложных и общеизвестных приёмов) по настройке и ремонту музыкальных инструментов. В тот момент, я просто не в праве был отказать в услуге по реанимации инструмента, но чётко предупредил хозяйку, чтобы она молилась, потому, что успех операции, зависел, не сколь от моих профессиональных качеств, а от степени повреждений, возникших в результате «водной пропитки» частей  фортепиано.

Здесь следует отметить, что ранее мне не приходилось, в своей практике сталкиваться с подобной ситуацией. Были случаи, когда, инструмент находящийся этажом ниже, заливался соседями. Как правило, владельцы таких пианино оперативно связывались со мной, и я, откладывая ранее  запланированные визиты, выезжал «спасать» их пианино. Не удалось спасти лишь один инструмент. Там ситуация была следующая, аквариум (5литров), установленный на пианино, дал небольшую течь. Хозяева во время не заметили, а когда обратились ко мне, то было уже поздно, вербильбанк дал несколько трещин и восстановление такого инструмента, увы, без дорогостоящих затрат по замене базовых узлов пианино стало невозможным.

Следующим моим решением было скрупулёзное выяснение обстоятельств и фактов затопа и их негативных последствий для инструмента. Так, со слов хозяйки я узнал, что трагедия произошла в ночь с 13 на 14 апреля. В начале  третьего часа ночи в окно постучали работники МЧС и настоятельно потребовали, чтобы все незамедлительно покинули дом, прихватив документы. Следует отметить, что 13 днём хозяин ходил на берег, чтобы посмотреть на подъём Чагана и ни что не предвещало трагедии. 14 апреля, дом и вся прилегающая на многие километры территория, были затоплены. Оставшаяся отметка уровня воды превышает уровень окон. Хозяин организовал на следующий день экспедицию на лодке. Дом, имущество  и «Петроф» ушли под воду. 15 апреля всё же удалось пройти в дом, пианино стояло в воде, хотя уровень воды оставался ещё чуть ниже клавиатуры.

Данное обстоятельство несколько воодушевило меня, так как вербильбанк стоял в воде 1-2 суток и теоретически мог и не пострадать катастрофически. А это в корне меняло ход ремонтно-восстановительных работ и давало надежду на положительный исход дела.   Однако вернёмся к нашему «Петрофу».

Весь инструмента был покрыт слоем жидкой зловонной массы, местами по бокам она уже стала подсыхать и, не только тряпкой, смоченной в водке, но и ногтём не отскребалась. Открыв клавиатурную крышку, обнаружил слипшиеся клавиши, при нажатии не издающие ни звука. Это была уже не клавиатура фортепиано, а какая-то инсталяционно-муляжная доска с выставки современного искусства. Пианино перестало быть музыкальным инструментом.

Далее демонтировал верхнюю и нижнюю панели, удалил гаммербанк (молоточковый механизм). Вытащить клавиши, также было не просто. Дело в том, что если клавиши подвергаются излишнему внешнему воздействию влаги, то это ведёт к их частичной или полной неработоспособности. Основу конструкции клавиши пианино всегда составляет ёлка или сосна. Гигроскопичность волокон дерева приводит к разбуханию клавиши и, как следствие, к плотному соединению соседствующих клавиш. Демонтировать такие, набравшие в себя с избытком воды клавиши, не только сложно, но и небезопасно, они в полном смысле этого слова буквально приклеиваются друг к другу, так как в момент самого снятия со штифта (штырька), она может лопнуть, разломиться вдоль или пополам.

Мне к счастью удалось снять наши клавиши «без потерь». В тот момент, когда я уже снимал последние клавиши, хозяйке удалось разжечь камин. Вырвавшиеся из под подмокших поленьев  языки пламени, давали не только свет (электричество по известным причинам отсутствовало), но и надежду на то, что жизнь продолжается. Я расположил клавиши под углом таким образом, чтобы их нижняя часть проветривалась. Далее снял клавиатурную постель, ту часть инструмента, на которой вмонтированы клавиши и расположил поодаль под углом недалеко от камина. Через каких-то полчаса зала стала постепенно прогреваться, погода немного разверзлась, тучки ушли, зачирикали, улетевшие на время потопа воробьи,  и первые лучи солнца прорезались через грязные после потопа стёкла окон. Природа давала нам понять, что не стоит унывать, а надо только собрать все силы в кулак и продолжать жить, бороться за спасение нашего «Петрофа».

Положительным моментом первого дня спасения инструмента стал тот факт, что сняв гаммербанк, я обнаружил, что строй не пострадал. Струны в хорах строили, причём давали правильный тон. Где-то сохранились октавы и кварто-квинтовый круг. Этот факт убеждал меня, что при грамотных,  взвешенных и технически обоснованных решениях, возможно достижение положительного результата. И все последующие работы будут сводиться к сушке-проклейке деревянных деталей.

Проконсультировавшись по телефону с инженером- технологом одного из заводов Уральска, я принял решение не опускать первоначальной сохранившейся фиксации всех колков инструмента. Считаю, что это было самое главное и принципиальное решение, принятое мною. Риски были огромны, но инженер-технолог подтвердил  правильность моего решения. Следует пояснить, что пианино устроено таким образом, что струны натянуты на специальные штырьки (колки), которые при помощи ключа обеспечивают необходимую жёсткость их фиксации. Они находятся в верхней части пианино  и запрессованы в особую деревянную часть (вербильбанк) изготовленную из дельтадревесины (многослойной и качественной фанеры). Слоя шпона в процессе изготовления заготовки вербильбанка проклеены меж собою и просушены под давлением. В обычном, сухом состоянии, вербильбанк прикручен огромными шурупами-саморезами к чугунной раме, которая закреплена в свою очередь к массивному деревянному корпусу.

Исследуя верхнюю часть вербильбанка, а также нижнюю  позади пианино, я не обнаружил вытекшего клея, что дало основание предположить, что клей не растворился и оставался в своих соединениях. Он находился в пластичном, размягчённом, желеобразном состоянии. Я решил, что по мере высыхания, он сохранит свои клеящие свойства, распределиться,  а точнее сказать останется там же, где и был изначально и обеспечит  стабильное взаимоположение основных узлов инструмента (вербильбанк, чугунная рама, футор, дека).

В дальнейшем, при анализе высохших деревянных, текстильных и кожаных  деталей механизма, я убедился, что клей застывал «мёртво», и случайно сдвинутые взаимные детали восстановить не представляется возможным, так как дерево и текстиль разрушались при попытке сдвинуть детали на место.

Удалив гаммербанк, а точнее сказать то, что от него осталось, все детали (молоточки, демпфера и фигуры) размокли до не узнаваемости, приступил к удалению зловонной массы с цокольной части пианино. Сначала выковыривал грязь тонкой широкой деревянной щепкой, затем протирал до сухости вафельными хлопчатобумажными полотенцами. Протирал также все  деревянные детали, но подумал, что сейчас важнее протереть струны и колки, по мере их подсыхания они мгновенно покрывались следами коррозии. Тогда я попросил хозяйку, чтобы она нашла мне керосин, керосин не только эффективно удаляет ржавчину, но, обладая смазывающими свойствами, предотвращает её появление и развитие. После затопа искать керосин в доме не имело смысла, и мы откомандировали нашего водителя Олега на рынок. Через полчаса он привез литр авиационного керосина. Пока он ездил, я протирал струны  и их соединение с колками,  полотенцами, затем, в течении последующих шести часов, протирал струны и колки салфетками, смоченными в керосине.

Далее разложил в нижней части пианино куски пенопласта, заботливо предоставленные хозяином дома. Казалось, что работа не закончится никогда. Стало довольно сумеречно, и я принял решение доставить молоточковый механизм к себе на городскую квартиру, так как оставлять его не представлялось целесообразным, по причине отсутствия отопления в котедже. По приезду домой, я со своим ассистентом, разложил просыхать клавиши  и частично демонтировал гаммербанк. От интенсивной, многочасовой работы буквально слипались глаза, и не слушались руки. Мы смогли при помощи хлопчатобумажной тряпки,  смоченной в средстве для мытья посуды «Золушка», оттереть от грязи все клавиши. Надо отметить, что в тот день в нашей городской квартире  шёл полным ходом ремонт, а именно покраска полов. Даже в обычные дни мы не избалованы лишними квадратными метрами, а тут, повсюду лежали хаотично разложенные замокшие детали пианино, стоял невыносимо устойчивый запах китайской краски и самое неприятное – мне негде было лечь спать. Положив матрац прямо в ванной, я уснул «без задних ног», часы показывали третий час ночи. Бог испытывал нас на прочность.

День второй (22 апреля).

Последствия ущерба деревянных деталей были более значительны, чем я предполагал первоначально. Пришлось потратить весь день на просушку и проклейку клавиш, молоточков, и фигур. Практически все кожаные и  суконные детали фигур отклеились, молотки, если их можно было так назвать, пришли в негодность. То есть, в своей нижней части вклейки (гаммерштиля) в посадочное место, крутились, клей представлял собой желеобразную густую массу. Это обстоятельство усугубило их дальнейший ремонт, так как я планировал удалить старый клей и вклеить их при помощи ПВА, но на утро обнаружил, что они пристыли «мёртво». В процессе транспортировки, некоторые из  них изменили своё положение в посадочном месте, и их вновь пришлось размачивать, чтобы изменить угол удара рабочей части. Три гаммерштиля вымочить не удалось, они сломались. Часть (12) молоточков при просушке, ещё на  месте, в первый день  разорвали фиксирующие скрепки между фетровой частью  и деревянной головкой (керна) молотка. Впоследствии их пришлось заменить. День прошёл в напряжённом  состоянии работы по чистке от высохшей грязи молоточков  и проклейке мелких деталей.

День третий  (23 апреля).

С обеда до вечера занимался непосредственно  чисткой  пианино. Ещё раз прошёлся по струнам керосином. Хозяйка, по совету внука, купила риса. Я поддержал её и рассыпал на цокольную часть, в том числе, и со стороны футора около 4 кг. Как оказалось, это было сделано не напрасно. Я насыпал рис на газетные листы и через день они отсырели, отчасти зёрна риса также разбухли. К вечеру установил подклавишную постель. К счастью она не деформировалась и без всякого усилия стала на своё место. В самом крайнем секторе басового штега, с правой стороны, обнаружил небольшое отслоение. При помощи ПВА проклеил это место и установил распорку. Когда уже вечерело, в очередной раз проверил строй. К счастью, значительных расхождений не наблюдалось. Для чистоты эксперимента подстроил нестроящие ноты в хорах. Басовый диапазон я проверил ещё с утра. Здесь фальшь совсем отсутствовала. Это укрепляло нашу веру в успех операции. Трещин или каких-либо повреждений между чугунной рамой и вербильбанком не наблюдалось. Сам вербильбанк не трескался. 

День третий  (24апреля). Пасха.

В моей жизни Пасхи бывали разные. Были Пасхи, ещё в советские времена, когда в них было, что-то нарочито запретное, крашеным яичком и куличиком вкусный и непонятный  праздник для нас неокрепших умом детей. Когда православный, тогда ещё многочисленный русский народ города Уральска, торжественно, хлебосольно, разгульно-пьяно и с какой-то искоркой надеждой отмечал этот Великий Праздник. В этом году, проходя по неотложным делам по проспекту В.И. Ленина (ныне Достык) около полудни, не было ни то, что какого-либо праздничного движения масс, но если, так можно выразиться на улице попадался редкий прохожий. Автотранспорт, казалось, как будто тоже куда-то уехал из города. Со слов родителей, побираться тоже никто не приходил. Я лично встретил в районе Педагогического нститута небольшую ватагу казахских ребятишек от 2 до 6 лет, девочек и мальчиков, которая решив, что я азиат, обратилась ко мне на казахском. Я понял, они сказали, что « у русских сегодня праздник». В руках у каждого был пакет-маечка с немногочисленными яично-конфетными трофеями. Моя Пасха ожидала меня дома. Вплоть до 12 ночи, я совместно с родителями продолжал ремонтно-восстановительные работы гаммербанка. Прости Господи, что ни на час не смог приостановить моей работы.

День четвёртый  (25апреля).

Погода задалась с утра тёплая и солнечная. Мне было необходимо сходить на заказ, так как у одной девочки на инструменте фальшивило несколько нот, а вскоре приближались экзамены по специальности. Мама девочки очень сильно попросила меня прийти и устранить дефекты. Распорядившись по поводу дальнейших ремонтно-восстановительных молоточковых работ, я удалился на заказ. Вернувшись, убедился, что при всём притом, что мои ассистенты тщательно и упорно клеят молотки и клавиши, конца края этой «клейке-енке» не видно. Отобедав, присоединился к ним и до вечера собрал половину молотков и все фигуры. 

День пятый (26апреля). Перелом.

С утра за мной отправили автомобиль и, погрузив собранный гаммербанк с молотками, проследовал на место. Установка клавиш заняло много времени, но я  и не спешил, так как чётко понимал, что при сборке не должна сломаться, ни одна клавиша. Проклеенные суконные посадочные места клавиш, отказывались вставать на штифты, и поэтому приходилось при помощи пинцета и специальной  отвёртки расшатывать ткань. При этом нельзя было, и переусердствовать и сильно разупрочнить отверстия под штифты.  Часов до трёх только и смог установить треть  клавиатуры и приклеить демпфера нижнего диапазона. На кадрах хроники в этот день я демонстрирую свои первые положительные итоги: работу клавиатуры и полноценную работу клавиш басового регистра. Первые звуки пианино, прорывающиеся наружу, воодушевляют на работу не только меня как мастера, но и радуют хозяйку, работников и заставляют скептиков, не верящих в положительный исход операции, временно помолчать…

День шестой (27апреля).

Нудная и неиссякаемая работа продолжается. Устанавливаются наконец-то все клавиши и молоточки, вклеиваются все демпфера. Установка правой педали и последующие музыкальные мотивы, исполняемые на инструменте, вселяют надежду и гордость не только за себя, но и за изготовителей этого прекрасного инструмента. Ресурс пианино, «пережившему» такую нагрузку, явно изначально был предопределён значительно выше его реальных возможностей. Браво, «Петроф»!

День седьмой (28апреля).

Свершилось! Инструмент играет. Не смущает неправильно звучащие звуки и западающие молотки, отказывающиеся возвращаться наверх клавиши. Душа поёт и не чувствуется никакой усталости. Целый день идёт подгонка деталей и механизмов. Заменил в нижней части пианино, разложенный на газету рис. В этот раз рис уже не намок, немного отсырела газета со стороны дека-футор. Молю Бога, чтобы послал мне силы закончить начатое дело.  К вечеру подстраиваю пианино и, уезжая, прошу завтрашний день на отдых, так как сильно устал.

День восьмой (29апреля). Отдых.

До обеда сплю и много кушаю. Строю детальный план на завтрашний день.

День  девятый(30апреля). Свет в конце туннеля.

Наконец-то правильные звуки, полноценное  глушение демпферов, чёткая работа фигур. Настроив одну из октав (малую), жду результата. Только бы не лопнули струны, не «поплыл» строй. Во время вынужденных пауз, совместно с хозяйкой, протираем с водкой панели, крышку, деку, можно сказать чистим все доступные места инструмента. Не подведи меня, «Петроф». Можно уже и настроить и выставить недостающие педали, но я ловлю себя на мысли, что негоже спешить, когда большая часть рисков позади. Усталость укрепляет моё сознание закончить работу и продолжить завтра, на «свежую голову».

День  десятый(1 мая). Finita la comedia.

 «Последний бой, он трудный самый». По приезду на место, долгое время не решаюсь приступить к работе. Приятно то, что строй не «расплывается», молотки за редким исключением, «бьют» отлично, клавиши не западают. Вынимаю рис. Он на этот раз совсем сухой. Далее подгоняю молоточки, устанавливаю левую педаль и модератор. До обеда только и делаю, что настраиваю. После обеда боюсь прикоснуться к клавишам, а вдруг не «держит» строй. Но пианино звучит правильно. А главное, в этих звуках появляется какая-то жизнеутверждающая сила. Пианино вновь стало субъектом музыкально-эстетического, «живого мира». Подобно человеку, перенёсшему тяжелейшую операцию, возвращающемуся к новой жизни, оно, то ярко и весело поёт о своей интересной новой жизни, то, как бы «вспомнив» безудержные холодные апрельские воды, плачет о недавнем перенесённом горе. Я играю, хотя силы на исходе, рада хозяйка и хозяин. Прибывшие друзья из Саратова радуются вместе с нами. Мы снимаем последний фильм на отремонтированную после затопа видеокамеру, которая по воле судьбы, также приняла апрельские ванны уральского потопа 2011г.

Эпилог.

Десять дней апреля стали для меня днями откровения. С самого начала, не поддавшись панике и страху, я принял решение во, чтобы то не стало «вернуть пианино  к жизни». В моём стремлении я чувствовал поддержку со стороны моей семьи, моральную и материальную помощь владельцев пианино, на всех этапах работ. Чувствовал человеческое присутствие и поддержку со стороны работников и, людей откликнувшихся на беду «потопленцев». Спасибо всем  Вам, кто был со мной в эту непростую декаду апреля. Мир Вашему дому. Пусть никогда подобная трагедия не повторится. Но не стоит и забывать о том, что произошло. «Петроф», играй и радуй хозяев своим звуком! Пусть о наводнении в Уральске свидетельствует, лишь метка уровня воды, оставленная после затопа на фасаде хозяином дома, да  кадры, снятой нами хроники, тех трагичных дней.

Хронологию восстановления в картинках можно посмотреть в фотоальбоме http://donguluk.ucoz.ru/  и нескольких клипах, которые удалось отснять только после того, как была восстановлена после затопа камера. 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz