Когда шарнирная ось (соединительный штифт) вышел за пределы вилки

В некоторых случаях проблема решается очень просто. При помощи тонкой отвёртки штифт нажатием догоняется в своё посадочное место. Если это не удаётся, то необходимо демонтировать молоточек и проделать операцию по ремонту. Смотрите видео.

Как самостоятельно вклеить молоточек пианино

Очень часто молоточки фортепиано, особенно после транспортировки, отваливаются. Но бывают случаи, когда звук при ударе молоточка по струне становится похож на цоканье копыта лошади по брусчатке. Это верный признак, что клей раскрошился и молоточек отклеился. maxim_tuner демонстрирует, как самостоятельно, любой мужчина-мирянин может исправить этот дефект.

 

"Traditional medicine from maxim_tuner"
max demonstrates how to glueing the hammer piano with PVA. The old piano's hammers had lost adhesive properties. Maxim dismantles hammer's head off. Glueing the hammer piano with a stick. Between the head and space the stick to put a little piece of toilet paper. The last step is the bonding and final fixation.

 

“A loose hammer head will make a slight clicking sound at the moment it hits the strings. Test for this by gently trying to move it up and down. A loose hammer head can be removed and re glued inexpensively”.

“The piano book” Larry Fine (page 138)


Устройство гаммербанка без привычного бентика

1. Все головки молоточков должны ударять хор струн точно по средине и иметь безупречный ход. Необходимо отрегулировать молоточки и, если нужно, прогреть гаммерштили.

2. Штейнунг (ход молоточка) составляет как правило 43-47 мм.

3. Зазор между торцом шпиллера и кожаной прокладкой выступа шультера - шпиллерлюфт, должен быть очень малым - не более 0,5 мм. Если инструмент старый или низкого качества (как, например, отечественного производства) шпиллерлюфт лучше совершенно устранить, так как выдержать его в допустимых пределах почти невозможно.

4. Ауслезер должен быть 2 мм в дисканте и 3 мм в басу, а в теноровом регистре - в зависимости от модели пианино - 2-3 мм.

5. Демпфера должны начинать подниматься, когда молоточки подойдут к струнам на расстояние примерно 22 мм. Эта регулировка осуществляется креповкой (подгибанием) демпферных ложек.

6. Высота клавиш составляет приблизительно 16 мм от верхнего края клавиатурной рамы до нижнего края клавиши.

7. Высота клавиши полутона над клавишей основного тона 12 мм.

8. Друк клавиш (глубина опускания по переднему концу) составляе от 9,5 до 10 мм (оптимально 9.8 мм) и регулируется подкладыванием или удалением шайб на передних клавиатурных штифтах. При выполнении этой операции необходимо следить за тем, чтобы был достаточный нахдрук клавиш и молоточки равномерно захватывались фенгерами по прямой линии на одинаковом расстоянии, примерно 16 мм, от струн, для чего крепуют фенгерную проволку.

9. Левая педаль (педаль piano / pianopedal - Deutsch / soft pedal - English (GB/USA)) должна, при полном нажатии, с помощью подвижного рулейстига приблизить молоточки на расстояние примерно 30 мм до струн.

10. Правая педаль (педаль forte / fortepedal - Deutsch / sustaining or forte pedal - English (GB/USA) должна иметь начальный люфт, примерно 2мм, между верхним концом педальной палки и лапкой демпферной штанги.

11. Модератор регулируется так, чтобы при нажатом состоянии нижний край фильца располагался примерно на 3 мм ниже линии удара молоточков.

Все операции должны выполняться опытными специалистами, которые знают, как применить общие положения индивидуально для каждого инструмента. Поэтому указания приведены в общей форме и не содержат подробных инструкций.

Какой клей выбрать для работ с деревянным деталями пианино.

Лично я тоже очень люблю пользоваться клеем ПВА. Пытался тут недавно, в качестве эксперимента, расслоить две склеенные еловые деревяшки. В результате, в месте склейки дерево просто "порвалось".

Когда я был совсем маленьким мальчиком и только научился ходить, мне отец смастерил маленький стульчик по моему росту. Я этого момента, конечно, не помню, но эта табуреточка оказалась довольно практичной. За всю мою жизнь мебель, по мере её обветшания и разрушения, в доме менялась несколько раз, только это изделие, несмотря на её «топорное», самодельное изготовление и кажущуюся изящность и непрочность, интенсивно эксплуатируется до настоящего времени всеми взрослыми, со значительными превышениями расчётных нагрузок, заложенных при его изготовлении, без какого-либо ремонта.
Мелким ремонтом деревянных узлов и деталей музыкальных инструментов я начал заниматься ещё, будучи учеником музыкальной школы, затем в училище, институте, а потом уже и профессионально. Наверное, нет таких клеёв, которые я бы не «попробовал» (естественно, кроме эксклюзивных и баснословно дорогих, о которых я нашёл упоминания и на форуме «Классика»). После многократных неудач при подборке клея, при ремонте деревянных частей пианино, разбитых «вдрызг» учениками о головы товарищей корпусов национальных инструментов домбры и кобыза, когда очередной, отремонтированный мной инструмент, довольно быстро разрушался по месту ремонта, я попытался проанализировать технологию изготовления нашего «фамильного» стульчика. Он был изготовлен грубо, соединения были плохо подогнаны и просто залиты каким-то белым клеем. Отец сказал, что использовал клей ПВА, который тогда в семидесятых годах только появился и был даже «в дефиците». Я был удивлён, что за длительную эксплуатацию в условиях городской квартиры с повышенными температурными условиями и чрезвычайно низкой влажностью, клей сохранил свои пластические качества, он был наподобие мягкого полиэтилена, на нём не было характерных трещин и сколов, которые присущи другим клеям, после такой длительной эксплуатации.
Попробовал использовать этот клей и навсегда забыл о других клеях. Эффект потрясающий. Действительно, деревянные части, при недопустимых, нерасчётных нагрузках, в этом случае разрушаются только по телу дерева, но никогда по клеевому соединению. Я убедился, что разрушить такое соединение просто невозможно, трескается дерево рядом с ним, соединение остаётся «вечным». Кроме того, этот клей не требует тщательной подготовки поверхностей, в любом случае «схватывается замертво» и не «стареет», свойства его, видимо, даже улучшаются, по мере полимеризации компонентов, используемых при его изготовлении.
Я не такой «тонкий» специалист, чтобы здесь предметно рассуждать об особенностях звучания, музыкальных тонировках и тембрах и тому подобных «изысках» переклеенных инструментов (за что периодически и подвергаюсь справедливым одёргиваниям метров форума), оценивая влияния на них того или иного клея, однако абсолютно уверен в превосходных прочностных качествах клея ПВА. Использую всегда так называемый «Гамбурский, мягкий» ПВА (хотя и не уверен, и его уже давно производят китайцы). Думаю, что если бы во времена Страдивари был этот клей, то для силовых узлов и соединений своих скрипок он бы его наверняка использовал.


 Механика пианино. Советы по устранению дефектов в её работе.

Здесь речь пойдёт об устранении дефектов в работе молоточкового механизма. Так, как в своей практике мне чаще всего приходится иметь дело с советскими пианино, то рассмотрим наиболее характерные примеры неисправностей в работе механики пианино. Молоточковый механизм это основной элемент любого пианино и от его правильной работы зависит качество извлекаемых звуков. Очень редко, но всё же бывают случаи, когда не приходится затрачивать дополнительного времени для устранения таких дефектов. Это объясняется тем, что при качественной сборке данного механизма, все детали имеют законченное и отрегулированное состояние. И, лишь за некоторым исключением, требуют вмешательства настройщика. Наиболее распространённым, является регулировка молоточков. Данный дефект может быть устранён Вами без специального оборудования. Причина заключается в том, что при длительной эксплуатации молоточка, фиксирующий его шуруп ослабляется, и молоточек смещается на соседний. Имеется в виду, ударная часть (головка) молоточка при работе задевает, расположенную головку соседнего молоточка. Необходимо определить, на какую величину сместить вправо или влево, задевающий молоточек. Процесс устранения данного дефекта сводится к выравниванию расстояния между (капсюлями) деревянными вилками, в которых закреплены молоточки. Для этого нужно внимательно посмотреть, как расположены относительно друг друга, остальные молоточки. Расстояние между ними, как правило, всегда одинаковое. Теперь возьмите тонкую длинную отвёртку и просуньте её между двумя (капсюлями) деревянными вилками соседних молоточков в том месте, где они зафиксированы шурупами к основанию гаммербанка. Вилки молоточков, расположены довольно близко друг к другу. Жало отвёртки позволит Вам ощутить расстояние между двумя стенками, соседствующими вилок. Следует также учитывать, чтобы жало при манипуляциях оставалось, как можно ближе к нижней части вилки, чтобы не повредить саму вилку (шарнирную часть). Лёгким движением отвёртки сместите «задевающий» молоточек в нужную сторону, и, ударяя по клавише, убедитесь, что он «встал на место». В некоторых случаях необходимо так же подвернуть фиксирующий шуруп «задевающего» молоточка, так, как он мог ослабиться, что и стало причиной его неправильной работы. Подворачивать шуруп нужно обычной отвёрткой. На некоторых моделях пианино применяется крестовая отвёртка. Надо отметить, что даже, если ни один молоточек не имеет явного изъяна и «не ложится отдыхать на соседний», тем не менее, настройщик должен проверить работу всех молоточков. Если при игре наблюдается чрезмерно широкая амплитуда работы молоточка («пошатывание» из стороны в сторону), необходимо, как было сказано раньше, обеспечить должную фиксацию таких молоточков в их посадочных местах. Можно определить «расхлябанность» молоточка, прикоснувшись к тыльной стороне его головки, немного покачав её из стороны в сторону. Слишком большой «играющий» люфт, признак неполноценной фиксации. На практике, особенно это касается советских фортепиано, головка молоточка ударяет не по всем струнам в хоре. Причина всё та же, неправильно зафиксированы молоточки в их посадочных местах. Чтобы удостоверится, что все струны в момент удара звучат, нужно прикладывать поочерёдно отвёртку или любой металлический предмет к струне в момент её звучания. Характерный вибрирующий призвук подтвердит, что в момент удара, молоточек полноценно захватывает данную струну в хоре. Если же одна из крайних струн в хоре не издаёт, такого вибрирующего призвука, необходимо, как было сказано ранее, отклонить молоточек в сторону этой «незвучащей» струны.

Если не удаётся исправить люфт при помощи отвёртки, значит причина, скорее всего в износе суконных окошек капсюля. Для устранения данной причины необходимо полностью вывернуть молоточек из гаммербанка, предварительно отсоединив от молоточка ( Бентик) ленточку-конпенсатор. Выкручивая молоточек, постарайтесь не уронить фиксирующий его шуруп и шайбу. Их поиск и вытаскивание отнимет у Вас дополнительное время. Теперь, когда молоточек Вас в руках, убедитесь, что в шарнирной части действительно чрезмерный люфт. Это делается так, одной рукой Вы держите вилку молоточкового механизма, другая держите шток (гамммерштиль) и расшатывает его из стороны в сторону. При этом нужно внимательно посмотреть, как ведёт себя при этом шарнирная ось, на которой непосредственно закреплён молоточек. Чаще по причине износа суконных окошек капсюля, видно, как ось «играет» из стороны в сторону в фиксирующем отверстии. Молоточек с таким дефектом никогда не будет работать полноценно. В своей практике применяю следующий метод устранения данного дефекта, а именно при помощи шила высвобождаю шарнирный стержень из вилки. Будьте очень аккуратны, проделывая эту операцию, так как есть вероятность при несогласованном излишнем нажиме сломать стенки вилки. Чуть, надавив с одного конца шилом, на шарнирный стержень, Вы увидите, показавшийся наружу, другой его конец. Правой рукой, при помощи пассатижей, вытащите стержень, придерживая левой рукой вилку. Сработанное сукно удалите при помощи шила. Не имея специального оборудования и опыта, я бы не советовал изготавливать новую суконную прокладку взамен испорченной. Необходимо найти кембрик сечением 0,25 мм. Предварительно удалите из него провод. Затем, один конец кембрика, просуньте с лёгким нажатием в освободившееся отверстие вилки. В некоторых случиях приходится буквально вкручивать кембрик в отверстие. При помощи острого ножа удалите лишнюю часть кембрика. По своей ширине, он не должен превышать фабричный капсюль, чтобы при фиксации не упираться в соседнюю вилку. Ответственный момент, установка шарнирного стержня в новое кембриковое окошко. Сначала возьмите вилку в левую руку, так, чтобы посадочное место для шурупа смотрело на Вас, затем совместите при помощи правой руки молоточек с капсюлем. Правой рукой наметьте шарнирную ось в кембриковое окошко (желательно во вновь изготовленный). Теперь последовательно продвигайте при помощи пассатижей стержень во внутрь. Здесь требуется почувствовать вхождение стержня в отверстие молоточка. Не следует при этом прикладывать особого усилия. Немного покачивая молоточек из стороны в сторону, постарайтесь поймать момент, когда стержень покажется в отверстии другого окошка. Далее нужно пассатижами надавить с обеих сторон вилки, чтобы окончательно зафиксировать стержень. При правильной организации данной операции, она не займёт много времени и, в итоге Вы получите полноценную работу молоточка.

Очень часто бывает обратная ситуация, когда молоточек «не хочет возвращаться» в исходное (статическое положение). Это связано с тем, что шарнирная ось слишком плотно посажена в капсюле. Или в редких случаях она вставлена под углом. Советую при обнаружении такого дефекта, капнуть по капле машинного масла на окошки капсюли с внешней стороны.

Иногда при игре один из молоточков издаёт «неправильный» дребезжащий, похожий на клавесинный звук. При этом молоточек ни чем не отличается от остальных. Причина в том, что у прежних хозяев, дети для некоторого разнообразия в звучании, вкалывали канцелярские кнопки в молоточки. Затем, кнопки, конечно же, удалили, но в одном из молоточков осталось остриё этой кнопки, которое и стало причиной характерного звучания. Выкрутите молоточек и при помощи толстой иголки, чтобы не повредить войлочное основание головки удалите остриё кнопки.

В случаях необходимости склеивания отдельных деталей молоточка, применяйте любые синтетические клеи, которых сейчас великое множество. Единственное условие при выборе клея, чтобы в его характеристиках непременно присутствовало «для склеивания изделий из дерева». Необходимость таких работ, Вам может подсказать необычное звучание одной или нескольких таких клавиш. При отклеивании гаммерштиля (штока) молоточка, звучание приобретает своеобразный поцокивающий звук, подобно скачущей по брусчатке лошади. Если отклеилась головка молоточка, то нет необходимости его выкручивать. Не жалея клея, намажьте сам гамммерштиль, капните также и в отверстие головки, предварительно удалите при помощи ножа остатки сухого старого клея. Насадите головку на гамммерштиль, слегка надавив на неё сверху пальцем. Удалите вышедший наружу клей. Теперь удостоверьтесь, что молоточек зафиксирован точно, так как в случаи, если головка, склеиваемого молоточка будет смещена к одной из соседних, то в последствии станет задевать её. Убедитесь также, чтобы головка была вклеена под тем же углом, что и головки другие молоточков. Процедура по вклеиванию нижней части гаммерштиля ни чем, ни отличается от предыдущей. Будьте внимательны в момент посадки штока в отверстие, не повредите соседние головки молоточков. Иногда для жёсткости сцепления используйте небольшие фрагменты туалетной бумаги. Кусочком такой бумаги обверните гамммерштиль одним слоем. Ширина не должна превышать одного см.

Величина, точного зазора между молоточками особенно важна в районе от До-малой октавы и далее следуя в нижний диапазон. Так, как не правильно отрегулированные молоточки в басовом диапазоне, могут стать не только причиной их западаний, но и явиться возникновением «фальшивозвучащих нот». Причина такого дискомфорта в звучании является неточное попадание молоточка по струнному хору. Фактически, нажимая правую педаль, «неправильноотрегулированный молоточек» частично ударяет и по одной из соседних струн. Например, вместо чистого звучания ноты Си-большой октавы, Вы слышите «грязный секундный звук Си-Си (бемоль)». Таким образом, молоточек, обслуживающий струну Си-большой октавы сдвинулся влево. Чтобы добиться полноценного звучания, Вам при помощи отвёртки необходимо сместить его чуть вправо.


Остерегайтесь, особенно на первоначальных порах работу с алюминевым гаммербанком. Есть угроза сорвать резьбу, как в гаммербанке, так и повредить резьбу фиксирующего винта. Если же по какой-то причине, Вам всё-таки пришлось столкнуться в работе с подобным гаммербанком, необходимо иметь в запасе винты большего диаметра. А также необходимо иметь винты с более частым шагом резьбы, чем фабричные винты данного пианино.

Сделать бесплатный сайт с uCoz